Суббота, 2024-04-20, 02:25:56
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Категории статей
Это интересно [14]
Об искусстве [15]
Гадания и хиромантия [6]
Что вы знаете и чего не знаете о гаданиях, предсказаниях и пророчествах.
Сны и сновидения [4]
Тайный мир снов
Фэн-Шуй [6]
Психология [8]
Дизайн [1]
Новости кино [35]
Мир музыки [31]
Истории [3]
Форма входа
Поиск по статьям
Друзья сайта
Наш опрос
Чего в жизни Вам не хватает?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 59
Статистика
Каталог статей
» Каталог статей » Дизайн
Символизм и его связь с модерном в истории дизайна.

Символизм и его связь с модерном в истории дизайна.
Художественный язык модерна был во многом воплощением идей и образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен. В этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались черты декоративной стилизации в духе модерн.

Основу культуры современной эпохи составляют, прежде всего, варианты протестантского мировоззрения, представленные в искусстве рококо и романтизма, которые в течение XIX в. вытеснили переродившиеся в академизм классицизм и барокко. Правда, отсутствие созидательных программ, сопротивление официальной идеологии вело к преобладанию редуцированной формы протестантского мировоззрения - так называемого "реализма", ограничивающегося критическим рассмотрением действительности. Впрочем, ввиду принципиальной невозможности выразить положительные программы в форме искусства, созидательная направленность романтизма, например, приобрела значение мировоззренческого пафоса.

В рамках модерна получила большое распространение книжная и журнальная графика (О. Бердслей в Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).

В изобразительном искусстве стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности живописи, графики и скульптуры. Фактически уже на позициях именно символизма стояли такие романтики как Гофман, Мериме и Мелвилл.

Пюви де Шаванн возродил языческое мировосприятие: сцены мечтаний и отвлеченного общения античных богов невольно воспринимаются как грезы о царстве божьем. Близко по духу к символизму творчество английских художников "прерафаэлитов" (У.Х. Хант, Д.Г Россетти, Д.Э. Миллес). В своей живописи они ориентируются на Боттичелли. Образы средневековья, Данте и Шекспира они наделяли современным обликом, придавая окружающей реальности литературную многозначительность.

Несколько иное течение формировалось в среде французских писателей и поэтов-символистов. Еще ранее, в 1856 г., Ф. Бракмон открыл парижанам красоту японских гравюр. Японским искусством увлекались французские живописцы, художники группы «Наби» и «Эстетического движения», объединения, возглавляемого писателем О. Уайлдом. Произведения восточного искусства коллекционировали Э. Золя и братья Гонкур. В 1891 г. вышла в свет монография Э. Гонкура о японском художнике К. Утамаро. Спустя два-три года парижане называли «новый стиль» «гонкуровским» (в эти же годы в Англии, где всегда сильнее ощущались рационалистические тенденции, «новый английский стиль» именовали «яхтенным» (англ. «yacht style»). Английский коммерсант Сэмюэл Бинг (1838-1919) в 1876 г. открыл в Париже магазин «La Porte Chinoise» (франц. «Ворота в Китай»), а в 1895 г. магазин «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), в котором рядом с товарами из Китая и Японии продавались произведения французских художников Э. Галле, Э. Грассе, Э. Колонны, Р. Лалика, П. Боннара, Ж. Э. Вюйара, А. де Тулуз-Лотрека, бельгийца А. Ванде Велде, норвежца Э. Мунка, англичанина Ф. Брэнгвина, американца Л. К. Тиффани.

Новую образность приобрел символизм в немецком искусстве - прежде всего в живописи А. Беклина. Наяд, фавнов и кентавров он изображал предельно реалистично, вне классических сюжетов. Наибольшей популярностью пользовался его "Остров мертвых". Приглушенные реалистические тона, натуралистическая техника контрастировали с самим объектом - резко выхваченным из свинцовых вод желто-коричневым островом, с черными кипарисами в нише, с черным входом в ограду из глыб дикого камня. Но особо жуткую трагичность придает картине белая покаянная фигура в лодке, которая приближается ко входу - черному провалу. Высеченные в скалах ниши и какие-то строения дают неясный намек на монастырь или склепы. Настроение картины совпадает с ароматом одного из "цветов зла" Шарля Бодлера: Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило! Нам скучен этот край! О смерть, скорее в путь!

Пусть небо и вода - куда черней чернила,
Знай - тысячами солнц сияет наша грудь!
Обманутым пловцам раскрой свои глубины!
Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть - Ад или Рай едино!
В неведомую глубь -чтоб новое обресть!

("Плавание ". Перевод М. Цветаевой)

В своих эстетических работах Бодлер решительно порывает с тысячелетней идеей художественного отображения природы, действительности. Следуя пафосу рококо, он считает красоту порождением мастерства и воображения, странного или парадоксального видения. Повышенная выразительность его стихов делает его первым экспрессионистом.

Более прямолинейно и натуралистично-пугающе искусство живописи Ф. фон Штука. Появившаяся в его образах театральность так же, как и у французов, сближает его образы с изысканностью модерна. Штук и был одним из организаторов общества "Сецессион" в Мюнхене, распространявшего и развивавшего германский вариант модерна. Но мрачная выразительность и относительная скупость приемов также напоминает экспрессионизм.

С символизма начался и русский Серебряный век. В 1894 г. вышла тоненькая книга стихов "Русские символисты"; автор большинства из них, подписанных разными именами, - В. Брюсов.

В прозе наиболее яркими представителями не столько символизма, сколько уже модерна, были Оскар Уайльд и Редьярд Киплинг, прежде всего в их изящных сказках. Знаменитый роман Уайльда "Портрет Дориана Грея" достаточно близок символизму. Символична вся фабула романа: гений художника служит зеркалом души человека, в котором отражается вся ее грязь. Отсюда и основной тезис писателя, который может быть по-разному истолкован: искусство должно быть безнравственным (иначе оно не способно отразить жизнь).

В русской живописи символисты заявили о себе с 1904 г., когда в Саратове состоялась выставка под названием "Алая роза", в которой участвовали В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, М.А. Врубель, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин и другие. Многие из них учились в мастерских Серова и Коровина.

В 1907 г. в Москве эти же художники (всего 16 человек) организовали выставку "Голубая роза", давшую название творческому объединению. В дальнейшем они участвовали в выставках журнала "Золотое руно", который издавался на средства Н.П. Рябушинского. (На этих выставках экспонировались и картины французских живописцев - Матисса, Марке, Брака, Дерена, Ван Донгена, Вламинка и др.) Из символистов к голуборозовцам примкнул и К.С. Петров-Водкин, композиторы Скрябин и Метнер. Общее движение символистов составляли "Общество свободной эстетики", журнал "Весы", литературно-художественный кружок. Как теоретики движения выступали поэты Мережковский, Брюсов, Блок, Белый, Иванов.

Символизм русской живописи - это символизм не первой и не второй волны, он вбирает в себя достижения, опыт многих других течений.

Если картины Врубеля явно сохраняли еще образный строй романтизма (например, произведений М.Ю. Лермонтова), то Борисов-Мусатов тяготел к музыкальности прозрачных и совершенно неопределенных еще импрессионистских аккордов. Еще в 1895 г. он мечтал поступить в мастерскую Пюви де Шаванна. На его картинах "Гобелен" (1901 г.), "Водоем" (1902г.) позы и жесты лишены какого-либо определенного смысла. Во многом его живопись близка картинам Мориса Дени, Пьера Боннара, но Мусатов ближе к собственно символизму.

Источник: http://www.designhistory.ru/symbolism

Категория: Дизайн | Добавил: review (2007-02-20)
Просмотров: 1727 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]